Об итогах социально-психологического тестирования в школах

Об итогах социально-психологического тестирования общеобразовательных учреждениях Муезерского муниципального района

осенью 2020-2021 учебного года

Когда проводили?

В период с 15.09.2020 по 15.10.2020 школы Муезерского района приняли участие в социально-психологическом тестировании, направленном на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ детьми и подростками.

Для чего проводили?

Цель тестирования - выявление подростков, которые в силу жизненных причин социальных или индивидуальных могут быть предрасположены к употреблению психоактивных веществ (далее – ПАВ)

Знание факторов риска злоупотребления ПАВ позволяет снизить или вовсе исключить их активность, снизить уровень распространения и тяжесть последствий наркомании за счет своевременного использования профилактических программ. Многочисленные исследования доказывают, что профилактические программы, нацеленные на уменьшение активности факторов риска и повышение активности защитных факторов, дают хорошие результаты в предотвращении употребления ПАВ.

Кого опрашивали?

Тестирование проводилось в общеобразовательных учреждениях Муезерского муниципального района. Респондентам предлагалось ответить на вопросы анкеты (7-9 классы - 110 вопросов, 10-11 классы – 140 вопросов.). Исследование носило конфиденциальный характер.

Тестирование обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, проводилось при наличии их информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании (далее - информированное согласие). Тестирование обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет, проводилось при наличии информированного согласия одного из родителей или иного законного представителя.

 

Кто участвовал?

В тестировании приняли участие 256 человек, из них 7-9 класс – 166 человек, 10-11 класс – 90 человек.

Какие факторы риска бывают?

Факторы риска– социально-психологические условия, повышающие угрозу вовлечения в зависимое поведение.

 Качества и условия, регулирующие взаимоотношения личности и социума:

-Потребность в одобрении – это желание получать позитивный отклик в ответ на¾свое поведение. В гипертрофированном виде переходит в неразборчивое стремление угождать и нравиться всем подряд, лгать, создавать о себе преувеличенно хорошее мнение с целью быть принятым (понравиться).

- Подверженность влиянию группы - повышенная восприимчивость воздействию¾группы или ее членов, приводящая к подчинению группе, готовности изменить свое поведение и установки. 

- Принятие асоциальных установок социума – согласие, убежденность в¾приемлемости для себя отрицательных примеров поведения, распространенных в маргинальной части общества. В частности, оправдание своих социально неодобряемых поступков идеализированными и героизированными примерами поведения, достойного порицания.

- Наркопотребление в социальном окружении– распространенность¾наркопотребляющих среди знакомых и близких, создающая опасность приобщения к наркотикам и формирования референтной группы из наркопотребляющих.

Качества, влияющие на индивидуальные особенности поведения 

Склонность к риску (опасности)- предпочтение действий и ситуаций, выбор¾вариантов альтернатив, сопряженных с большой вероятностью потери.

 Импульсивность- устойчивая склонность действовать по первому побуждению,¾под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. 

Тревожность - предрасположенность воспринимать достаточно широкий спектр¾ситуаций как угрожающие, приводящая к плохому настроению, мрачным предчувствиям, беспокойству. 

Фрустрация (от лат. «frustration» – обман, расстройство, разрушение планов) –¾психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью реализации намерений и удовлетворения потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели.

Факторы защиты(протективные факторы) – обстоятельства, повышающие социально-психологическую устойчивость к воздействию факторов риска. 

Принятие родителями– оценочное поведение родителей, формирующее ощущение¾нужности и любимости у ребенка.

 Принятие одноклассниками– оценочное поведение сверстников, формирующее у¾учащегося чувство принадлежности к группе и причастности.

 Социальная активность– активная жизненная позиция, выражающаяся в¾стремлении влиять на свою жизнь и окружающие условия. 

Самоконтроль поведения– сознательная активность по управлению своими¾поступками, в соответствии с убеждениями и принципами. 

Самоэффективность(self-efficacy) – уверенность в своих силах достигать¾поставленные цели, даже если это потребует больших физических и эмоциональных затрат.

Итоговое заключение -  21 % участников дали недостоверное ответы, 65% участников тестирования имеют низкую вероятность вовлечения, 24% - имеют повышенную вероятность вовлечения.

2021 © Администрация Муезерского муниципального района РК

Совет Муезерского Муниципального района:

muesovet@mail.ru

Администрация:

п. Муезерский, ул. Октябрьская, 28
E-mail: mueadmin@inbox.ru

Перейти на полную версию